Медитация в боевых искусствах: Медитации-состояния Медитация в движении и покое Общая теория Статическая медитация
 

Гитин Фунакоси

Дзигоро Кано

Канрё Хигасионна

Мотобу Чохэ

Такэда Сокаку

Тёдзюн Мияги

 
 
Школы боевых искуств
◊айкибудо
◊айки-до
◊арнис де мано
◊бандо
◊бокс
◊борьба
◊во-вьетнам
◊дайто-рю
◊джиткундо
◊дзю-дзюцу
◊дзю-до
◊досикан
◊железная рука
◊зверинные стили ушу
◊копоера
◊каратэ
◊кулачный бой
◊кунг-фу
◊малявеша
◊муай-тай
◊нан-будо
◊ниндзюцу
◊панкратион
◊панчак-силат
◊праща
◊рюэй-рю
◊сават
◊самбо
◊сётокан-рю
◊силамбаб
◊сумо
◊тхеквандо
◊ушу
◊французский бокс
◊цигун боевой
◊шаолинь-цюань

Дзэн самураев
◊боевые искусства
◊внутренняя правота против внешней правильности
◊воин, практикующий дзэн
◊дзэн: буддизм воина
◊дзэнский меч
◊коан для воина
◊космическое подсознательное
◊самоконтроль и духовная дисциплина

Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире. но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.

(Лао-цзы, VII в. до н. э.)

Система передачи эзотерического знания в любой школе кэмпо, независимо от ее национальной и религиозной принадлежности, включает три составные части, три раздела.

Первый—это дыхательные упражнения, число и характер которых могут варьироваться в зависимости от конкретной методики. Выполнение дыхательных упражнений условно можно разделить на три этапа:

комбинирование легочного идиафрагменного дыхания, образование так называемого малого круга дыхания в области брюшины и, наконец, образование «большого-круга» дыхания легкими и диафрагмой. Соответственно дыхательные упражнения способствовали прохождению ци по определенным точкам, которые замыкались в малый и большой «небесные круги». Как правило, во всех школах дыхательные упражнения сочетаются с акуп-рессурным давлением на жизненно важные точки тела

Тренировка на выносливость и координацию движений в школе цюань-шу

и воздействием на группы мышц для «выталкивания» выдыхаемого воздуха. Дыхание служит основой психофизического тренинга, развивающего скрытые энергетические возможности организма.

Второй раздел—гимнастические упражнения. Он делится на две части: разминочные, общеоздоровительные упражнения на силу, ловкость, растяжку, выносливость и набор базовых движений, характерных для данной школы и данного стиля, иногда объединенных в тао. На каждом из таких движений (мах руками, поворот в бедрах, смена стоек и т. д.) строится «куст» боевых приемов без оружия и с оружием. Именно в таком базово-кустовом построении заключается основное отличие восточных воинских искусств от западных аналогов, которые представляют собой почти ничем не связанный набор отдельных приемов.

Между тем в кэмпо тщательно подобранный набор движений, зачастую имитирующий повадки зверей и птиц, позволяет расположить все приемы в стройном комплексе и самому «домысливать» правильные движения в любой непредвиденной ситуации, в обращении с любым видом оружия.

В освоении техники ударов и блоков акцент делается не на скоростно-силовыс качества, хотя им и уделяется должное внимание, а на культуру движения. Так, силу удара можно увеличить за счет наращивания мышечной массы и увеличения скорости самого удара, а можно достичь той же цели подключением дополнительных групп мышц, так, чтобы импульс в бьющую руку передавался от всего тела, начиная со ступней ног. Следует учесть, что «накачанная» физическая сила с возрастом довольно ощутимо убывает, а выработанная культура движения, наоборот, постоянно шлифуется. Вот почему для боксера оптимальным возрастом считается 20 — 25 лет, а для мастера кэмпо-40 — 45. К этому возрасту и организм достаточно «прорабатывается», достигнув состояния устойчивого здоровья и повышенной мобильности. Как правило, все мастера кэмпо, если только они не предаются излишествам в зрелом возрасте, доживают до глубокой старости в полном здравии, сохраняя великолепную биологическую активность.

Третья составная эзотерического знания кэмпо— освоение психотренинга и разработка энергетических ресурсов организма при помощи освоенных ранее дыхательных упражнений и форм движения. Психотехника в шкалах кэмпо весьма разнообразна, но общим для всех её видов является переход к измененному состоянию сознания, обретение способности к самогипнозу и вхождению в сомнамбулический транс, появление экстрасенсорных способностей, резкое обострение реакции на уровне подсознания, увеличение физической силы и невосприимчивости к боли благодаря самовнушению. Отсюда протягиваются нити и к спонтанному самовнушению, и к мистическому трансу шаманов, и к системной йогической практике с ее детально градуированными фазами физического и духовного совершенствования.

В системе боевого кзмпо человеческое тело рассматривается как инструмент, направляемый разумом и волей, как оружие страшной разрушительной силы. Удары и блоки, основанные на использовании внутренней биоэнергии ци (ки), придают боеспособность буквально любой части тела, однако в схватке находят применение чаще всего следующие виды «естественного оружия»:

Руки:

— передняя часть кулака с двумя ударными костяшками в горизонтальном и вертикальном положении («бараньи рога»);

— тыльная часть кулака;

— «внешнее» ребро ладони в положении «рука-меч»;

— «внутреннее» ребро ладони;

Виды оружия у-шу

— один, два, три или четыре пальца, вытянутых в положении «копья»;

— вторая фаланга указательного пальца при сжатом кулаке («глаза феникса»);

— вторая фаланга среднего пальца при сжатом кулаке («голова дракона»);

— вторая фаланга большого пальца при сжатом кулаке;

— вторые фаланги всех четырех пальцев («лапа леопарда»);

— первые фаланги четырех пальцев и основание ладони («медвежья лапа»);

— основание ладони;

— тыльная сторона ладони;

— под согнутые указательный и средний пальцы при раскрытой ладони («орлиный клюв»);

— слегка согнутые и растопыренные пять пальцев («тигровые когти»);

— подсогнутые указательный и средний пальцы при сжатой ладони и трех остальных пальцах («два дракона, борющиеся за жемчужину»);

— серп между большим и указательным пальцами («львиный зев» или «клешня краба»); .

— пять пальцев, сложенные щепотью («голова журавля» или «клюв цыпленка»);

— основание тыльной части ладони;

— основание большого пальца, прижатого к ладони;

— основание кулака;

— верх запястья в сгибе; -

— предплечье с «внешней» и «внутренней» стороны;

— локоть;

Ноги:

— ребро стопы («нога-меч»);

— «внутреннее» ребро стопы;

— средняя часть стопы;

— «подушечка» стопы;

— тыльная сторона стопы;

— пятка;

— «острия» пальцев ноги;

— стопа в подъеме;

— голень;

— колено;

— бедро; таз;

Голова:

— лоб;

— затылок;

— темя;

— (в прошлом) коса с вплетенной проволокой.

В прыжках и некоторых подкатах соответственно вся масса тела служит для усиления удара. В бросках с подворачиванием и подхватом боевые функции передаются таким «пассивным» частям тела, как грудь, спина, шея. «Человек — одушевленное оружие»,— гласит первая заповедь кэмпо. Вдумавшись, мы поймем, что это универсальное оружие многопланового действия способно работать в самых разнообразных ситуациях, создавая бесчисленные комбинации вариантов нападения и защиты.

Японские самураи
◊боевое оружие и мастерство
◊буддизм в эпоху хэйан
◊бусидо: ценности самурая
◊верность господину и клану
◊возникновение школ фехтования
◊государство самураев
◊крах сёгуната
◊манеры и внешний вид самурая
◊миямото мусаси
◊начало эпохи самураев
◊обязанность и право на месть во имя сохранения чести
◊подъем и упадок огнестрельного оружия в Японии
◊почетное ритуальное самоубийство
◊путь меча - величие мудрости мусаси
◊самурайский идеал и реалии эпохи токугава
◊сексуальные нравы
◊типы мечей
◊феодальная Япония
◊честь и гордость самурая
◊ямато
◊японский воин

Наследие самураев
◊боевые искусства
◊воины-самураи «нового типа»
◊всегда атакуй!
◊дзэн и современные боевые искусства
◊никогда не сдаваться в плен!
◊облик будущего
◊положение женщин
◊самураи двадцатого века
◊самурайские организации
◊самурайское гражданство?
◊смерть во имя императора и страны величественна!
◊суровый авторитаризм
◊фехтование как боевое искусство

Дзэн и Япония
◊даосское начало в дзэн
◊буддийское начало
◊дзэн как религия воина
◊дзэнский метод: коан
◊дзэнский наставник
◊дзэнский опыт
◊смысл дзэнского пробуждения
◊эйсай — «основатель» дзэн
 
 
буддийская «йога борьбы»  врачеватели и маги наследие великих мастеров небо - земля - человек
одушевленное оружие стратегия победы таинство превращений школа жизни