Медитация в боевых искусствах: Медитации-состояния Медитация в движении и покое Общая теория Статическая медитация
 

Гитин Фунакоси

Дзигоро Кано

Канрё Хигасионна

Мотобу Чохэ

Такэда Сокаку

Тёдзюн Мияги

 
 
Школы боевых искуств
◊айкибудо
◊айки-до
◊арнис де мано
◊бандо
◊бокс
◊борьба
◊во-вьетнам
◊дайто-рю
◊джиткундо
◊дзю-дзюцу
◊дзю-до
◊досикан
◊железная рука
◊зверинные стили ушу
◊копоера
◊каратэ
◊кулачный бой
◊кунг-фу
◊малявеша
◊муай-тай
◊нан-будо
◊ниндзюцу
◊панкратион
◊панчак-силат
◊праща
◊рюэй-рю
◊сават
◊самбо
◊сётокан-рю
◊силамбаб
◊сумо
◊тхеквандо
◊ушу
◊французский бокс
◊цигун боевой
◊шаолинь-цюань

Дзэн самураев
◊боевые искусства
◊внутренняя правота против внешней правильности
◊воин, практикующий дзэн
◊дзэн: буддизм воина
◊дзэнский меч
◊коан для воина
◊космическое подсознательное
◊самоконтроль и духовная дисциплина

досикан

Эту школу каратэ основал в 1966 году японский мастер Итикава Исао. Ранее его учителем был мастер Тояма Канкэн, глава школы Сюдокан (ныне школу Сюдокан возглавляет мастер Ханауэ Тосин). Мастер Итикава достиг 10-го дана в каратэ, 9-го дана в кэндо, 8-го дана в дзю-дзюцу и в дзюдо.

В конце 50-х годов он покинул родную страну и отправился в Европу. Оттуда он неоднократно выезжал в Латинскую Америку, США, Австралию, Черную Африку и везде пропагандировал свою систему. Так возникла Всемирная федерация каратэ-до Досинкан, штаб-квартира которой находится в Вене (Австрия). В настоящее время она объединяет сотни клубов в десятках стран мира, включая Россию, Грузию, Венгрию, Польшу, Германию, Мексику и другие.

Досинкан — традиционная школа. На первом месте в ней стоит духовное и моральное воспитание в соответствии с принципами самурайского кодекса Буси-до. Поэтому школа отводит важную роль общению учеников с учителями, практике ритуалов (например, чайной церемонии, обрядам посвящения), медитации, содержанию и ритму повседневной жизни, вегетарианскому питанию, безусловному отказу от наркотиков, включая столь распространенные как алкоголь и табак. Девизом школы вполне могут служить слова немецкого мистика начала XVII века Якоба Бёме: «Для кого мгновение — это вечность, а вечность — это мгновение, того не волнует мирская суета».

Ученический цикл обучения в школе Досинкан включает прохождение 10 этапов, начиная с десятого «кю» и заканчивая первым. Считается, что при усердном отношении к тренировкам (не менее 3-х раз в неделю по 2 часа каждая) уровня десятого кю можно достичь за 3—4 месяца, и к концу первого года занятий дойти до седьмого кю. К концу второго года старательным ученикам удается освоить уровень третьего кю, к концу третьего года они получают «черный пояс» и степень 1-й дан. Указанным уровням соответствуют цветные пояса: белый (10, 9, 8, 7 кю), желтый (6-й кю), оранжевый (5-й кю), зеленый (4-й кю), синий (3-й кю), светло-коричневый (2-й кю), темно-коричневый (1-й кю).

Стержнем системы обучения в школе Досинкан являются ката — комплексы формальных упражнений. Вокруг них объединены такие виды практики как дыхательная, энергетическая, медитация, закалка тела. На этапах «кю» осваивают 13 ката: 5 ката «Кёку», 5 ката «Пинан» и 3 ката «Найфанчи». На этапах «дан» помимо так называемых «высших» ката (Ванкан, Симпатан, Тэнъю и других) значительное внимание уделяется технике работы с оружием. Впрочем, эта техника тоже формализована, в соответствующих ката. Основные виды оружия следующие: «Бо» (двухметровый шест), «Дзё» (короткая дубинка), «Кама» (боевой серп, обычно в паре на обе руки), «Катана» (самурайский меч), «Нунтяка» (двузвенный короткий цеп), «Сай» (парные короткие трезубцы), «Тонфа» (парные рукоятки от жерновов). Настоящий меч чаще всего заменяет его деревянная копия — «боккэн».

Базовая техника, используемая в школе Досин-кан, достаточно традиционна. Здесь можно видеть 15 стоек, в том числе 3 стойки ожидания (хейсо-ку, мусуби, учихати), 2 стойки готовности (хей-ко, найфанчи) и 10 боевых (дзэнкуцу, каги, киба, кокуцу, нэкоаси, санчин, сико, рейной, фудо, цзиго), 12 блоков руками (агэ-укэ, учи-укэ, удэ-укэ, гэдан-барай и т.д.) и 6 блоков ногами. Характерно, что блоки ногами могут одновременно выполнять роль подсечек, а блоки руками — переходить в захваты верхних и нижних конечностей. К числу основных ударов ногами относятся мае-гэри (прямой вперед), ёко-гэри (прямой в сторону), маваси-гэри (вперед по дуге) и ура-ма-васи-гэри (по дуге назад), усиро-гэри (прямой назад), ороси-гэри (маховый сверху вниз). Удары руками выполняются по прямой, по дуге сбоку, сверху вниз, снизу вверх, наотмашь в сторону и вперед, а также локтем (вперед, назад, снизу вверх, сверху вниз). Допускаются удары коленом снизу вверх и по дуге сбоку.

Интересно то, что в школе Досинкан большое внимание уделяется тренировке захватов. Среди них можно выделить захваты головы спереди и сзади, захваты рук и захваты ног. Основой для проведения захватов в бою служат неудачно проведенные удары противника, блоки, ослабление возможностей противника путем «отключения» сильным ударом одной из его конечностей. Опытные мастера в боевых поединках перед проведением захвата стараются надежно поразить соперника и лишь потом проводить завершающий прием: захват плюс добивание. Для успешного использования захватов нужны сильные мышцы, способные работать не только в динамическом режиме (как при ударах), но и в статическом, что приводит к уменьшению скорости удара. Поэтому спортивные стили каратэ редко применяют захваты.

«Твердая» подготовка включает в себя набивку мышц рук, ног, корпуса. У набиваемых мышц снижается восприимчивость к боли, повышается эластичность, они меньше подвержены травмам. Набивание тела идет снизу вверх. Первый этап набивания — бег на носках, пятках, ребрах ступней. Затем набивают подъемы стоп похлопыванием по ним ладонью. После исчезновения боли набивание продолжается кулаками, затем пучком тонких древесных веток, обтянутых тканью. Колени набивают о макивару (пружинящую доску, обмотанную туго натянутой веревкой) или о накивару (мешок с песком). Грудную клетку, живот, спину, руки сначала укрепляют наращиванием мускулатуры, потом набивают их ладонями, затем — кулаками, на завершающем этапе — палкой. Набивание лобной части головы аналогично предыдущим упражнениям: похлопывание, легкие удары кулаками, работа на мешке с песком.

Когда в руках и ногах возникает ощущение твердости, тогда приступают к переламыванию досок, Палок, разбиванию кирпичей (не раньше, чем после двух-трех лет предварительной подготовки), и к тренировке на деревянных манекенах «такэ-маки» («деревянный человек»). В школе Досинкан, в отличие от спортивных стилей, наби-ванию тела и практике разламывания твердых предметов придается огромное значение. То и другое составляет неотъемлемый элемент тренировочного курса в додзё, а также ежегодных курсов в загородных лагерях.

Еще один важный аспект тренировочного процесса в школе Досинкан можно назвать практикой «астрального каратэ». Имеется в виду умение использовать энергетические ресурсы организма. Необходимо добиться того, чтобы любой блок или удар совпадал с энергетическим импульсом, идущим из глубины подсознания. Такое мгновение можно сравнить с одновременно вспыхнувшим пламенем сотен тысяч свечей, до того сильно ощущение единства физической силы и энергии.

Умение сконцентрировать в себе первородные функции человеческого организма, берущие начало в далеком прошлом, когда человек еще почти не отличался от животного, и есть тот самый путь психофизического совершенствования, о котором так часто говорят. Если взглянуть на вполне безобидную домашнюю кошку в момент наивысшего эмоционального напряжения, мы как раз и увидим единство первородных функций организма: тело, готовое мгновенно осуществить любое движение, реагирующее на малейшие изменения в позе противника (другой кошки или собаки), горящие яростью глаза, выражающие стремление драться до конца. Человеку, далеко ушедшему от природы за тысячелетия цивилизации, чтобы научиться входить в подобное состояние, требуются годы упорных ежедневных тренировок.

Японские самураи
◊боевое оружие и мастерство
◊буддизм в эпоху хэйан
◊бусидо: ценности самурая
◊верность господину и клану
◊возникновение школ фехтования
◊государство самураев
◊крах сёгуната
◊манеры и внешний вид самурая
◊миямото мусаси
◊начало эпохи самураев
◊обязанность и право на месть во имя сохранения чести
◊подъем и упадок огнестрельного оружия в Японии
◊почетное ритуальное самоубийство
◊путь меча - величие мудрости мусаси
◊самурайский идеал и реалии эпохи токугава
◊сексуальные нравы
◊типы мечей
◊феодальная Япония
◊честь и гордость самурая
◊ямато
◊японский воин

Наследие самураев
◊боевые искусства
◊воины-самураи «нового типа»
◊всегда атакуй!
◊дзэн и современные боевые искусства
◊никогда не сдаваться в плен!
◊облик будущего
◊положение женщин
◊самураи двадцатого века
◊самурайские организации
◊самурайское гражданство?
◊смерть во имя императора и страны величественна!
◊суровый авторитаризм
◊фехтование как боевое искусство

Дзэн и Япония
◊даосское начало в дзэн
◊буддийское начало
◊дзэн как религия воина
◊дзэнский метод: коан
◊дзэнский наставник
◊дзэнский опыт
◊смысл дзэнского пробуждения
◊эйсай — «основатель» дзэн
 
 
буддийская «йога борьбы»  врачеватели и маги наследие великих мастеров небо - земля - человек
одушевленное оружие стратегия победы таинство превращений школа жизни